АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

Диплом до востребования. Рынок труда для выпускников отечественных вузов в России пока не сформировался

Не пройдет и недели, как вчерашние школьники, отгуляв на выпускных балах, дружными рядами отправятся в приемные комиссии вузов - по-прежнему большинство молодых людей хотят получить именно высшее образование.

Чему и как их научат в университетах и академиях и будут ли они востребованы через пять лет на рынке труда? Накануне вступительных экзаменов в редакции "Российской газеты" эту проблему обсуждали за круглым столом ректор Челябинского государственного педагогического университета Виталий Латюшин, директор Челябинского института Уральской академии государственной службы Сергей Зырянов, директор Челябинского представительства Уральской государственной юридической академии Анатолий Брагин.

Российская газета | Виталий Викторович, представители бизнеса часто упрекают высшую школу: не тех специалистов нам готовите, они ничего не умеют! При этом сами бизнесмены признаются, что не могут четко сформулировать, какие специалисты им нужны. Вашему вузу заказ формулирует общество и государство. Вы четко знаете, каких учителей должны готовить?

Виталий Латюшин | Недавно в Государственной Думе прозвучала хлесткая фраза: "Педвузы готовят вчерашних специалистов для завтрашней школы". Между тем педагогические, как и все другие высшие учебные заведения, работают по стандартам, утвержденным министерством образования и науки РФ. Отступить на шаг влево или вправо от этих стандартов мы не можем. Если есть превышение часов по какой то дисциплине или, наоборот, недовыполнение часов, если есть дисциплины, стандартом не предусмотренные, - вузу комплексную проверку не пройти, а значит, не получить аттестацию и не быть лицензированным. Мне сегодня никто не может сказать, какой будет школа завтрашнего дня, для которой мы должны готовить специалистов. То идет разговор о 12-летней школе: пошумели - забыли; то мы собираемся ввести помимо дошкольного предшкольное образование. Какое оно будет? Хотим учить иностранному языку и информатике в начальной школе. Как должен выглядеть учитель информатики начальной школы? Нет таких стандартов.

РГ | Вашему вузу чаще, чем другим, бросают упрек: выпускники не идут в школы, не хотят работать по профессии.

Латюшин | Не по инициативе педвузов отменили государственное распределение. Нас даже не спросили. Почему то никто не говорит, что выпускники технического или сельскохозяйственного вуза не хотят работать по специальности - все видят только школу. Не идут туда - так ведь понятно, почему не идут. На эту зарплату прожить нельзя. С другой стороны, посмотрим, стоят ли наши выпускники в очереди на бирже труда? За год бывает пять-шесть человек, и ждут новой работы максимум месяц два. Это очень качественные специалисты, они работают в других сферах. Студенты нашего факультета информатики еще на четвертом пятом курсах имеют работу и зарплату 10-15 тысяч. Неужели они после вуза пойдут в школу на пять тысяч? Огромная армия наших выпускников трудится во всех административных структурах, в СМИ, МВД, прокуратуре. И для школы система четко срабатывает. Директора школ хвалят наших выпускников. Они умеют работать и классными руководителями, и учителями-предметниками.

РГ | Сергей Григорьевич, вы согласны с тем, что вузу трудно выполнить запросы общества и бизнеса?

Сергей Зырянов | В результате проводимой государством политики стандартизации система высшего образования испытывает определенные трудности. Стандарты образовательные - это хорошо, но бизнес, рынок труда требует динамичных изменений в содержании образования, а стандарт не позволяет этого делать. Есть региональная компонента, которая дается вузам для самостоятельного определения - чему учить, но она небольшая и не позволяет осуществлять профильную профессиональную подготовку в соответствии с требованиями бизнеса. Если государство ориентировано на то, чтобы из вузов выходили более востребованные специалисты, надо что то делать со стандартами. Я знаю, что готовятся новые стандарты, началась их разработка, но отличаться они будут от прежних не очень сильно. Недостатки системы высшего образования с точки зрения рынка труда заключаются в излишней, как и в советские времена, затеоретизированности обучения и в недостаточном удельном весе в программе обучения профессионального, практического. Тот же недостаток и в программах переподготовки кадров, повышения квалификации на базе уже имеющегося высшего образования. Там тоже стандарты, которые надо выполнять, и не всегда эти стандарты позволяют дать людям то, что хочется им дать. Например, тайм менеджмент. Надо учить чиновников распоряжаться своим рабочим временем, а в стандарте этого не предусмотрено.

РГ | Анатолий Иванович, слишком большое количество юристов готовят вузы, а потом эти юристы не находят работу. Почему?

Анатолий Брагин | Говорят, в Челябинском трамвайно троллейбусном управлении водителями трамваев и троллейбусов работают 34 человека с дипломами юристов. Это специалисты из тех вузов, что состоят из двух комнат: в одной деньги собирают со студентов и потом дипломы выдают, в другой обучают. У нас в представительстве академии 80 процентов заочников уже на четвертом курсе прекрасно трудоустроены по специальности.

РГ | То есть проблема не в том, что юристов слишком много, а в качестве специалистов?

Брагин | На самом деле юристов не так много, просто требуются специалисты очень высокого уровня. Юрист требуется либо системный, либо специализирующийся на какой то отдельной сфере правового регулирования. Наступает время крупных юридических фирм, которые будут обслуживать бизнес, потому что нужен системный подход. Вузы потому и бросаются готовить юристов, что они на рынке востребованы. Каждый вуз думает: а почему бы на этом не заработать? Готовят юристов даже в ветеринарной академии. Я говорил с одним коллегой, как он посмотрит на то, что мы у себя в юридической академии начнем готовить хирургов? Ляжет ли он под нож такого хирурга? Отвечает - нет. А почему юристов может готовить кто угодно?

РГ | Можно ли в современных условиях составить рейтинг состоятельности вузов по количеству выпускников, которые работают по специальности, полученной в этом вузе?

Зырянов | Мотивы поступления в вуз самые различные. Есть категория людей, которые получают образование только для себя, не собираясь идти в профессию. Если им это нужно, зачем запрещать? В любом случае лучше иметь дело с образованным человеком, чем с необразованным, независимо от того, пойдет ли он зарабатывать деньги этой профессией. То же касается ряда других гуманитарных специальностей. Рейтинг профессиональной состоятельности вузов надо смотреть с точки зрения выделенных вузу бюджетных денег и отработки этих денег. Здесь педагоги более уязвимы - педвуз в лучшем случае на пятьдесят процентов работает на школу. А другие пятьдесят расходятся кто куда.

РГ | Справедливо ли предъявлять претензии вузу, если педагогам платят мизерную зарплату?

Зырянов | В том и проблема, что нормальный, устойчивый рынок труда пока не сформировался - ни по параметрам, ни по требованиям к выпускникам, ни по оценке стоимости труда этих выпускников. Мы пока еще в процессе. Лишь по некоторым специальностям он сформировался чуть быстрее.

Брагин | Бизнес сегодня в образование почти ничего не вкладывает, ему специалисты достаются даром. Если бы платил за их подготовку, был бы заинтересован, четче бы формулировал, что ему надо. Со временем бизнес будет заинтересован. Хорошо подготовленный специалист ему обойдется в круглую сумму. Со временем будут заказывать и экономистов, и юристов, будут учить на свои деньги и покупать у вузов этих специалистов. Придет время, оно не за горами. Многие госструктуры уже пришли к этому. В нашей академии 15 лет действует Институт прокуратуры. Генеральная прокуратура заказывает специалистов. Их готовят на специализированном курсе. Потом по договорам эти специалисты идут работать в органы прокуратуры.

Латюшин | Проблема еще в том, что детям разрешили поступать на несколько специальностей сразу. Они подают документы одновременно в педагогический и в железнодорожный вуз. Если человеку без разницы, работать с детьми или с железом - о чем говорить? То есть выбор обусловлен не столько способностями, намерением, сколько просто желанием получить высшее образование.

Брагин | Вот мы подошли еще к одной проблеме - чем мотивирован сегодняшний абитуриент? Отсрочкой от армии и еще потому, что мама с папой посылают. Порой из кожи вон лезут, хотя ребенок высшее образование осилить не может. Последнюю корову зарежут, платить будут из последних сил, даже если это им не по карману. Само по себе желание дать высшее образование похвально. Вопрос - какое и какой ценой?

Зырянов | Можно использовать такую метафору: если образование - это сосуд, который надо наполнить каким то содержимым, то тогда это задача вуза, а если это факел человеческой души, который надо зажечь, тогда процесс образования зависит от самого студента, от его мотивированности. Эту мотивированность вуз создать не может, она формируется внешней средой, рынком труда. Вуз предоставляет лишь возможность для получения образования.

Источник: «Российская газета», http://www.rg.ru/2007/06/19/reg-ygural/diplom.html