АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

"Прежде всего мы должны научить ребят технологической дисциплине"

Союз директоров средних специальных учебных заведений России ставит перед собой задачу модернизировать и повысить эффективность систем начального и среднего профессионального образования.

Сегодня в нашей стране насчитывается несколько тысяч ссузов, в которых учится более миллиона ребят. Они должны стать отличными специалистами и создавать продукты, способные конкурировать с зарубежными аналогами. Это особенно актуально сейчас, когда страна готовится вступить в ВТО и наши товары выходят на международный рынок. А ведь их качество напрямую зависит от профессионализма работников начального и среднего звена. Что надо изменить в системе преподавания и организации профессионального обучения, чтобы российские рабочие и мастера были не хуже немецких или американских? На вопросы корреспондента «О&К» Ирины Дмитрук отвечает генеральный директор исполкома Союза директоров средних специальных учебных заведений России Ростислав Евгеньевич Тихонов.

Ростислав Евгеньевич Тихонов доктор технических наук, профессор. В 1991–1994 годах — ректор Российской академии управления (ныне Российская академия государственной службы при Президенте РФ). В 1990–1995 годах — народный депутат РСФСР, член Комитета Верховного Совета РСФСР по науке и образованию.

Ректор НОУ «Налоговая академия», почетный работник высшего профессионального образования. Имеет 18 авторских свидетельств на изобретения, более 200 печатных работ по техническим направлениям и более 20 — на общественно-политические темы. С 2006 года — генеральный директор исполкома Союза директоров средних специальных учебных заведений России.

Ростислав Евгеньевич, зачем руководители средних специальных учебных заведений объединились в Союз?

Сегодня каждый колледж чувствует себя вполне автономным учебным заведением. В принципе, руководителю достаточно удобно, когда нет строгой профессиональной оценки работы его учреждения. Оно может привлекать внебюджетных слушателей, что дает возможность зарабатывать деньги. Но, во-первых, не всегда качество подготовки при этом на достаточно высоком уровне. Во-вторых, есть существенный разрыв между специалистами, которых выпускают ссузы, и специалистами, которые сегодня нужны предприятиям. Отсюда возникает вопрос, требующий специальной проработки: как строить отношения между конкретным колледжем и народным хозяйством в целом? Лишить ссузы автономии и самостоятельности, вогнать их в жесткий регламент надзора и, следовательно, государству полностью взять на себя финансирование? Или оставить все как есть? Но так, как есть, сегодня никого не удовлетворяет. Истина, как обычно, посередине. И вот мы создали Союз директоров колледжей — общественную организацию, в рамках которой вместе должны найти решения наших проблем с учетом и своих интересов, и интересов общества в целом.

В чем же вы видите основные проблемы подготовки кадров в системе НПО и СПО?

Что бы мы ни говорили, но повышение уровня жизни общества, экономики?— государства в целом обеспечивается материальными ценностями, а они создаются руками. Ни стол, ни станок, ни самолет нереально сотворить только интеллектом, как бы высок он ни был. Нужен слесарь, который умеет соединять детали, токарь, который умеет их изготавливать, причем по определенным стандартам. И вот здесь скрыта первая проблема, которую я вижу в подготовке грамотных специалистов, — низкий уровень профессиональной ответственности рабочих и мастеров. Это называется технологической дисциплиной.

Сегодня одна из основных болезней нашей экономики — огромное технологическое отставание от западных стран. Уже стало привычным то, что мы имеем отставание по автомобилям, дорогам. Причем делаем вроде бы хорошие автомобили, но не знаем «как делать», чтобы они могли выдержать конкуренцию на мировом рынке.

Для решения любой задачи, как ни банально это звучит, необходимы четкие ответы на вопросы: что делать? как делать? кто будет делать? «Что делать» у нас есть: интеллектуальный уровень в России очень высок, создан огромный интеллектуальный потенциал в виде авторских свидетельств на изобретения (особенно в оборонных отраслях). Они пока не получили должного развития, потому что не знаем «как сделать». Мне эта проблема хорошо знакома, поскольку я сам технарь, работал с предприятиями по изготовлению систем навигации и видел, как наши приборостроение, металлообработка, имея хорошие идеи «что делать», не могли их реализовать — не знали «как сделать». Нарушения технологической дисциплины были типичным, массовым явлением. Думаю, большинство представляет, на что расходовался спирт, предназначенный для работы с электронными платами.

Мы хронически страдаем от отсутствия технологической дисциплины. Поговорите с любым рабочим, читал ли он технологическую карту, выполняет ли все рекомендованные приемы. В 70–80 % случаев рабочий ответит, что он и так все знает. А ведь, например, при заточке резца очень важны и точный градус наклона, и время заточки, и режимы обработки, и т. д. При отклонениях меняются свойства металла, его качественные характеристики и в итоге свойства инструмента.

Нарушение технологической дисциплины — это самый больной вопрос российского производства. И я считаю, что в подготовке профессиональных кадров ему необходимо уделять огромное внимание. Надо психологически по-новому воспитывать будущих рабочих.

А есть ли в учебных заведениях НПО и СПО специальные программы, позволяющие 15-летним подросткам привить понимание важности технологической дисциплины и уважение к ней?

Здесь возникает вопрос: кто учит? Сейчас 15-летних ребят учат 50-летние токари. Многие из них уже привыкли достаточно пренебрежительно относиться к технологической дисциплине. Ведь долгие годы как было — либо долгострой, либо стахановское движение, пятилетку досрочно, сдача объекта (вплоть до запуска корабля в космос) к красным датам. О каком соблюдении технологических тонкостей могла идти речь?!

Сегодня очень важно будущим работникам привить уважение к техническим и технологическим нормам. Возможно, стоит задействовать психологов и разработать специальный курс, воспитывающий потребность соблюдения столь важной дисциплины. Ведь если вдуматься, это пренебрежение не только к технологическим, но и вообще к нормативно-правовым актам, вплоть до законодательства! Для того чтобы проблему решить, мы в настоящее время готовим предложения по привлечению к ней внимания педагогов, методистов и средств массовой информации.

И еще стоит поднять вопрос о профессиональном и карьерном росте наших работников. Мы все время говорим, что каждый специалист должен иметь карьерный рост, и представляем его в идеале примерно так: токарь — мастер — инженер — начальник цеха — директор завода. Но ведь можно совершенствовать уровень квалификации токаря как токаря. Сначала он умеет делать только валик диаметром 20 мм, а через 15 лет научится точить лицензионные шарики для гироскопов. Я считаю, совсем не обязательно хорошему мастеру становиться администратором. Очень важен рост профессионального уровня специалистов с начальным и средним образованием. И такие программы тоже должны предлагать учебные заведения системы НПО и СПО.

Сразу вспоминается слесарь Гоша из замечательной киноленты?— «Москва слезам не верит» в исполнении Алексея Баталова. Без него академики и профессора как без рук, потому что только он может сделать уникальное оборудование, необходимое для научных экспериментов. По фильму такой специалист стоит директора завода. Но как подготовить профессионалов подобного уровня? Есть здесь проблемы?

Первое условие качественного обучения в наших СПУ — наличие хорошего оборудования. Невозможно изучать процесс заточки резцов на табуретке — нужно оборудование, чтобы их затачивать. И эта проблема напрямую связана с вопросом о том, кто заказывает специалистов. Заказ должна делать промышленность. Но наша промышленность, не считая некоторых прорывных направлений, совсем не на переднем крае технологий. Сегодня 60–70 % предприятий оборудованы давно устаревшими линиями. И директору такого завода нужен токарь именно под это оборудование. Ему передовые не нужны. Следовательно, промышленников устраивают рабочие соответствующего уровня. Это во-первых. Во-вторых, молодого парня учит человек, который сам работал на устаревшем оборудовании. Он может обучить только тем приемам, которые сам знает.

Есть, конечно, замечательные ссузы, где трудятся грамотные продвинутые специалисты, но их мало. А ведь в колледже нужно учить работать не на вчерашнем и даже не на сегодняшнем, а на завтрашнем оборудовании. То есть программы и, следовательно, техническое обеспечение таких учебных заведений должны быть сориентированы на перспективу. Над этим мы, то есть Союз директоров, тоже будем работать.

А какие конкретные действия предпринимает Союз директоров ссузов?

Союз сейчас разрабатывает программу по качественному изменению методического сопровождения учебного процесса. Необходимо организовать широкий собственный мониторинг, ориентироваться не по присланным отчетам из министерства, а самим объехать ссузы. Для этого нужны средства, и ряд крупных организаций, например Российские железные дороги, готов нас поддержать. Надо понять, с чем можно работать. Так, у многих колледжей есть приличные здания — это основа материальной базы.

Для того чтобы обеспечить российскую промышленность специалистами всех уровней, и прежде всего уровней начального и среднего специального профобразования, мы будем серьезно изучать методики западных промышленно развитых стран, чтобы овладеть теми приемами, которые помогают выработать навык (вернусь к началу нашего разговора — технологической дисциплине) и сформировать квалифицированного специалиста.

Мы должны ориентироваться на то, что Россия безусловно будет членом ВТО. И работодатель заинтересован в том, чтобы его продукт соответствовал стандартам ВТО. Добиться этого можно только существенным повышением уровня подготовки кадров в системе НПО и СПО. Мы будем рассматривать и опробировать и модульные программы подготовки специалистов, принятые в странах Европейского союза, и программы подготовки специалистов под конкретное рабочее место, под заказ определенной фирмы. Мы намерены стать активным участником Болонского процесса и налаживать связи с учреждениями начального и среднего образования в разных странах, с тем чтобы наши ребята имели возможность пройти необходимый курс в западных ссузах.

При этом важно понимать, что за каждым новым способом подготовки специалиста стоит человек, о судьбе которого мы должны думать. Наша задача — вооружить его тем фундаментом, на основе которого он сможет стать и хорошим токарем, и хорошим сборщиком, и наладчиком, и профессионалом в любой другой области. Поэтому наравне с развитием полезных и прогрессивных методов наша главная забота — о будущем в России тех специалистов, ради которых и существуют средние, высшие и прочие учебные заведения и Союз руководителей ссузов.

Источник: «Zarplata.R», http://www.zarplata.ru/a-id-14807.html