АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

Подъем вузов переворотом

В Минобрнауки готов новый стандарт высшего образования, который обещает стать революционным. Вместо гениев и недоучек вузы будут выпускать технократов-исполнителей на благо капиталистической экономики. Образовательное сообщество и работодатели к нововведениям относятся пока настороженно.

В четверг коллегия Минобрнауки одобрила проект нового государственного образовательного стандарта высшего образования. Он вступит в силу уже в 2010 году –одновременно с полномасштабным вхождением России в Болонский процесс.

Новый стандарт высшего образования радикально отличается от нынешнего.

Система подготовки кадров будет двухуровневой, количество специальностей резко сократится, а вузы получат право самостоятельно определять образовательные программы.

Главный упор в подготовке специалистов перенесется с академической составляющей (знаний) на формирование компетенций и подготовку личных качеств, необходимых выпускникам на производстве (ответственность, умение принимать решения, коммуникативность). При этом учебная нагрузка студентов уменьшится с нынешних 54 часов в неделю до 45 часов, а сэкономленное время пойдет на практические занятия. Таким образом, новый госстандарт ознаменует переворот в отечественном образовании.

С целевой установки на штучное взращивание «невтонов» оно переориентируется на штамповку технократов-исполнителей, доводящих до массового производства идеи гениев. Именно в них сегодня нуждается российская экономика, уверены в министерстве.

С этой целью в России вводится принципиально новая – двухступенчатая – система подготовки кадров по схеме 4 года бакалавриат плюс 2 года магистратура. Она становится основной, а лежащее в основе нынешней системы пятилетнее обучение специалистов сохраняется только в малочисленных отраслях, требующих непрерывного образования. Их число сократится с нынешних 300 специальностей до 116–130. (Сегодня, по данным Минобрнауки, ситуация прямо противоположная: с квалификацией «специалист» вузы заканчивают 84% выпускников, со степенью «магистр» – 4% и «бакалавр» – 12%).

Степень бакалавра будет соответствовать первому уровню образования, а специалиста и магистра – второму. Готовить бакалавров будут к работе на производстве – нынешние представляются Минобрнауки перегруженными академизмом. Для сохранения же интеллектуального потенциала нации, на принадлежность к которому, по оценке Андрея Фурсенко, могут претендовать «с запасом не более 10–15% из 7-миллионного российского студенчества», будут готовить только магистров.

Какой процент бакалавров сможет поступить в магистратуру и сколько из них – на бюджетные места, уточнять «Газете.Ru» министр не стал, отметив лишь, что, по его мнению, «количество магистров должно на 20–25% превышать потребности рынка труда». Количество «бесплатных» мест в магистратуре, отметил он, будет увязано с закрепленным в законе положением: 170 бюджетных мест на 10 тыс. населения. «Для более точного определения надо сначала принять закон», – отметил он, добавив, что значительная часть мест бюджетной магистратуры должна достаться специалистам «государственных» сфер – социальной, обороны и безопасности.

Значительно изменится содержание госстандарта образования – из него исчезают региональные и вузовские компоненты, а вместе с ними – детализация содержания образования.

За собой государство оставляет только требования к компетенциям выпускника: в госстандарте расписывается не что студент должен изучать, а что он должен знать на выходе. Таким образом, вузам перестают предписывать сверху, чему, как и в каких объемах учить студентов, и они получат право самостоятельно составлять образовательные программы (модульные циклы). (В СССР вузы имели право определять не более 10% образовательной программы, сейчас – 20–40%, а с переходом на новый стандарт образования – до 70% и более, обещают в Минобрнауки.)

Единственное, что предписывается вузам, – сделать подготовку специалистов более универсальной. Сегодня общее количество направлений специализации достигает 650–530 специальностей непрерывного пятилетнего обучения и еще 120 направлений подготовки бакалавров и магистров. Новый госстандарт предполагает их сокращение до 145, и в частности – за счет бакалавров. С их специализацией фактически будет покончено – она останется разве что на уровне «бакалавр-гуманитарий» или «бакалавр-технарь».

Предложенные новшества, утверждают в Минобрнауки, позволят решить хотя бы самые неотложные проблемы отечественного образования – сейчас, по словам Андрея Фурсенко, его качество не устраивает ни работодателей, ни образовательное сообщество. Так что «ни у кого не возникает возражений, что система образования должна меняться, и достаточно существенно», подчеркнул он.

Тем не менее, с точки зрения главы Российского союза ректоров, ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, проблема изменения госстандарта носит стратегический характер, а потому должна быть рассмотрена президентским Советом по науке и технике.

Не отрицая необходимости перемен, образовательное сообщество сохраняет многие опасения.

Кое-кто считает, что бакалавриату с магистратурой можно отдать не более двух третей студенческих мест – гораздо меньше, чем предполагают в министерстве. Другие обижаются, что усеченный перечень направлений подготовки специалистов готовился без участия образовательного сообщества. Как рассказал «Газете.Ru» директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубярьян, за 15 лет эксперимента с подготовкой бакалавров и магистров в нем приняли участие лишь 30 российских вузов (из 3 тыс. вузов с филиалами). Тем не менее за два с небольшим года, оставшиеся до присоединения России к Болонскому процессу, именно это направление собираются сделать основным. «А ведь переход – это не только изменение названия. Прежде всего это – новые программы, учебные планы, перечни специальностей, на создание которых нужно время, отметил он. Поэтому переход обязательно должен быть плавным», – убежден он.

Работодатели же, ради которых, в частности, государство затевало создание нового стандарта профобразования, признают, что не готовы к его обсуждению. «Значительная часть работодателей не готова обсуждать госстандарт и перечень специальностей. Работа бизнеса по подготовке профессиональных стандартов тоже отстает», – констатировал директор департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП Федор Прокопов. Да и вообще, «работодателя детали процесса обучения не интересуют. Его интересует только результат», – заявил он.

Источник: “Газета.Ru”, http://www.gazeta.ru/education/2007/02/02_a_1322652.shtml