АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

Бизнесмены напугали ректоров

Вузы и бизнес пока не могут договориться о том, каким образом повышать качество обучения студентов. Образование боится вмешательства бизнеса в учебную политику, а бизнес лишен налоговых льгот.

Российские государство, образование и бизнес никак не поделят студента – чему и как его учить. Очередная попытка разграничить сферы влияния в этом вопросе была сделана во вторник на выездном заседании Совета российского союза ректоров (РСР) в Нижнем Новгороде. За ходом переговоров следил корреспондент «Газеты.Ru».

Демонстрируя серьезность намерений, бизнес делегировал к ректорам представителей своих главных общественных объединений во главе с президентами Торгово-промышленной палаты Евгением Примаковым и Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. Исполнительную власть представлял десант Минобрнауки во главе с министром Андреем Фурсенко.

Открывая заседание, председатель РСР, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий признал, что, несмотря на подписанное летом 2006 года стратегическое соглашение о партнерстве вузовского и бизнес-сообществ, «многое мы до сих пор понимаем по-разному, и возникла определенная дискуссия».

Бизнес утверждает, что «вузы готовят неадекватных, а то и просто слабых студентов», а вузы отвечают, что «готовят высококлассных специалистов, которых бизнес не в состоянии грамотно применить», – отметил Садовничий.

По мнению Садовничего, в основе верного решения лежит все же фундаментальное, а не чисто прикладное образование. «Ни в коем случае нельзя бросаться в адаптацию! – предостерег он коллег и бизнесменов. – Фундаментальное образование позволит молодому специалисту доучиться по любой специальности в соответствии с запросами работодателя». По мнению ректора МГУ, вуз может давать знания, а «доведут» студента до идеала уже с участием бизнеса, прибавив к знаниям навыки, умения и компетенции. Их можно будет получить в корпоративных университетах. Причем не только «внутри бизнеса, но и внутри ведущих университетов – по заказу бизнеса», подчеркнул Виктор Садовничий. Чтобы бизнес «вкладывался» в выпускников, его надо заинтересовать преференциями и льготами, преимущественно налоговыми, заявил он.

Ректор Нижегородского госуниверситета Роман Стронгин пошел еще дальше и предложил подключить бизнес к подготовке студентов до получения ими дипломов. В частности, если вузовские кафедры и подразделения предприятий будут иметь общего руководителя, либо если бизнес напрямую создаст в вузе интересующую его кафедру, факультет или авторизованный центр, готовящий специалистов для работы на оборудовании определенной компании. Там студенты получат то, «чему на лекциях не научат – умение вести переговоры, быть партнером», – заверил ректор Стронгин.

Однако, как отмечают в Совете ректоров Саратовской области, региональный работодатель еще, в принципе, «не готов к партнерству с образованием: не обладает достаточными средствами, не знает, чего хочет, не имеет долгосрочной программы».

Однако, как выявило обсуждение, и не устраивающее предпринимателей образование в целом не доверяет бизнесу.

«Со сменой хозяина меняется кадровая политика, а то и вовсе из предприятия выжимают все, что можно, а потом его продают и уходят, как это случилось с Уралмашем», – рассказал председатель Уральского союза ректоров Станислав Набойченко. В таких условиях ректоры принципиально отказываются превращать «вузы в утилитарные кадровые бюро для бизнесменов». «Подходы, рассматривающие сферу высшего образования исключительно с коммерческих позиций, несостоятельны», – упорствуют они. И сколько бы ни говорил Шохин о том, что «у бизнеса и образования общая цель, только инструменты разные», в лучшую сторону ситуация пока не меняется.

«Сокрушить стену между образованием и бизнесом», считает Евгений Примаков, можно только переходом на инновационный путь развития. Основой взаимодействия, на его взгляд, должны стать «конкурсная поддержка молодых ученых и студентов, ведущих научную работу в интересующих компанию областях; участие предпринимателей в работе корпоративных университетов; внедрение вузовских научных разработок в промышленность; частное софинансирование образования», отметил он. Но это – в идеале.

А на практике, признал глава ТПП, притоку частных капиталов в образование препятствует отсутствие налоговых льгот, законодательных гарантий прав на интеллектуальную собственность и сети венчурных компаний, способных поставить внедрение изобретений «на поток» производства.

«По этой части Россия существенно отстает от мировой практики», – заявил Примаков, прибавив, что вскоре ТПП «займется» решением накопившихся вопросов.

Сможет ли один из самых известных российских переговорщиков добиться для сотрудничающего с образованием бизнеса реальных налоговых льгот – большой вопрос. В 2007 году государство настроено решать проблему привлечения в образование частных средств преимущественно путем развития системы эндаументов (структуры для аккумуляции и распределения внебюджетных средств в образовании) и поощрения коммерческой деятельности образовательных учреждений через их превращение в АУ (автономные учреждения), рассказал «Газете.Ru» глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.

Минфин уже подготовил поправку к Бюджетному кодексу, запрещающую вузам, не превратившимся в АУ, вести самостоятельную хозяйственную деятельность, сообщил глава думского комитета по образованию Николай Булаев.

Однако ректоры опасаются превращения вузов в АУ, считая, что это прямой путь к разорению и закрытию учебных заведений. Таким образом, не исключают они, бизнес может прийти в образование с неожиданной – и не очень-то желанной – стороны.

Есть и еще одна проблема. Вузы не хотят явного вмешательства в свою образовательную деятельность не только со стороны бизнеса, но и со стороны государства. РСР выступает против государственного диктата и настаивает на праве вузов самостоятельно определять, сколько студентов готовить по уровням «бакалавр», «магистр» и «специалист». В частности, РСР выступил против законопроекта Минобрнауки о введении «сокращенных ускоренных программ» получения высшего образования.

Источник: «Газета.Ru», http://gazeta.ru/education/2007/01/18_a_1270459.shtml